На главную

 

 

 

 

 

Словарь музыкальных терминов

АККОРД (франц. accord, букв. — согласие), в музыке — сочетание нескольких звуков различной
высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Звуки в аккорде располагаются главным образом по
терциям. Различают трезвучие, септаккорд, нонаккорд.
АЛЛЕГРЕТТО (итал. allegretto, уменьшит. от allegro), в музыке,
1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато;
2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АРИЯ (итал. aria), законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или
кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность,
широта мелодического дыхания. Встречаются арии и в виде самостоятельной концертной вокальной или
инструментальной пьесы.
БАГАТЕЛЬ (франц. bagatelle, букв. — безделушка), инструментальная пьеса, главным образом для
фортепиано, нетрудная для исполнения.
БЕКАР (франц. becarre) (музыкальное), знак, отменяющий повышение или понижение какой-либо
ступени звукоряда на полутон или на целый тон.
БЕМОЛЬ (франц. bemol), в музыке — знак, предписывающий понижение какой-либо ступени звукоряда на
полутон. Понижение ступени на целый тон обозначает дубль-бемоль.
ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus — доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант),
мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
ГАРМОНИЯ, выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи
созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по
определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементы
гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии — один
из главных разделов теории музыки (см. Музыковедение).
ДИЕЗ (франц. diese, от греч. diesis — полутон), в музыке — знак, предписывающий повышение
какой-либо ступени звукоряда на полутон. Повышение ступени на целый тон обозначает дубль-диез.
ДИНАМИКА, в музыке — различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Обозначаются
итальянскими терминами: пиано (piano, сокр. p) — тихо; форте (forte, сокр. f) — громко; крещендо
(crescendo) — постепенно усиливая; диминуэндо (diminuendo) — постепенно затихая и др.
ДИССОНАНС (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу),
1) в музыке неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов. Диссонанс
противоположен консонансу. К диссонансу относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и
уменьшенные интервалы, а также аккорды, включающие хотя бы один из таких интервалов. До кон. 19
в. обязательным считалось разрешение диссонанса в консонанс, в 20 в. применяют диссонансы и без
их разрешения.
2) В поэзии — неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стен-ая
— стен-ою); термин малоупотребителен.
ЗВУКОРЯД, последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков
музыкальной системы, лада, а также звуков, которые могут быть извлечены на определенном
музыкальном инструменте.
ИНТЕРМЕЦЦО (итал. intermezzo, букв. — перерыв),
1) то же, что интермедия (в 1-м значении).
2) Инструментальная музыкальная пьеса, занимающая промежуточное положение между основными
частями произведения [близкое понятие — интерлюдия (во 2-м значении)].
3) Самостоятельная «характерная» инструментальная музыкальная пьеса.
КАНОН, форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах
той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.
Обычно применяется как элемент других форм (фуга).
КАНТАТА (итал. cantata, от лат. canto — пою), крупное вокально-инструментальное произведение,
обычно для солистов, хора и оркестра («Москва» П. И. Чайковского, «Александр Невский» С. С.
Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров.
Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом.
КАНЦОНА (итал. canzone, букв. — песня),
1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв.,
первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы — у Данте и Петрарки.
2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны.
3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных
канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги.
КОНСОНАНС (франц. consonance — созвучие),
1) в музыке — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов; один из важнейших
элементов гармонии. Понятие консонанса противостоит понятию диссонанса. К консонансу относят
приму, октаву, квинту, кварту, большие и малые терции и сексты, а также аккорды, составленные из
этих интервалов без участия диссонирующих.
2) В стихосложении — то же, что диссонанс.
ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. — книжечка),
1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде
отдельной книжечки (отсюда название).
2) Литературный сценарий балета, пантомимы.
3) Изложение содержания оперы, балета.
4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.
МОТЕТ (франц. motet, от mot — слово), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в
12 в. В основе раннего мотета — литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются
др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом. Высшие образцы принадлежат
Гильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И. С. Баху.
НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20
вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В
1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» — живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд
противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто
противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П.
Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т.
Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии,
«метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией
действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и
США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом
часто называют также классицизм 18 — нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный
неоклассицизм («романская школа» французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на
античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и
ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не
представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда
композиторов кон. 19 — нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита,
И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается
в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.
НОКТЮРН (франц. nocturne, от лат. nocturnus — ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное
инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся
обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и
серенаде. С 19 в. небольшая лирическая инструментальная пьеса (у Дж. Филда, Ф. Шопена, П. И.
Чайковского и др.).
НОТА (от лат. nota — знак, замечание), официальный дипломатический документ, которым оформляются
различные вопросы отношений между государствами (заявление протеста, уведомление о каком-либо
факте и т. д.).
ОКТАВА (от лат. octava — восьмая),
1) в акустике — единица частотного интервала, равна интервалу между двумя частотами ( f1 и f2),
логарифм отношения которых log2( f2/ f1)=1, что соответствует f2/ f1=2. 1 октава=1200 центов=301
савар.
2) Один из музыкальных интервалов.
3) Часть музыкального звукоряда, в которую входят все 12 звуков музыкального строя. Звукоряд
фортепьяно насчитывает 7 полных и 2 неполных октавы Это (снизу вверх) субконтроктава (обычно
только три верхних звука — ля, си-бемоль и си), контроктава, большая октава, малая октава, 1-я
октава, 2-я октава, 3-я октава, 4-я октава, 5-я октава (один нижний звук до).
ОРАТОРИЯ (итл. oratorio, от лат. oro — говорю, молю), музыкальное произведение для
певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения.
Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной
сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские
оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской
оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов
20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).
ПАРТИТА (итал. partita, букв. — разделенная на части), в музыке 17-18 вв. род органных вариаций
на хоральную мелодию, а также разновидность сюиты.
РЕЧИТАТИВ (итал. recitativo, от recitare — декламировать), род вокальной музыки, приближающийся
к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики.
Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив» (в сопровождении
аккордов клавесина) и «аккомпанированный речитатив» (с развитым оркестровым сопровождением).
Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке.
СИНТЕЗАТОР,
1) в радиотехнике — устройство для получения гармонических электрических колебаний с требуемыми
частотами путем линейного преобразования (напр., сложения) постоянных частот исходных колебаний,
создаваемых опорными генераторами. Источник стабильных (по частоте) колебаний в радиотехнических
устройствах, где требуется перестройка частоты (напр., в радиопередатчиках).
СКЕРЦО (итал. scherzo, букв. — шутка),
1) в 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также
различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).
2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).
3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л.
Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных
образов, быстрый темп, 3-дольный метр.
4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано
Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).
СУРДИНА (сурдинка) (франц. sourdine, итал. sordina, от лат. surdus — глухой, глухозвучащий),
приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для
уменьшения силы звука и изменения тембра.
ТОККАТА (итал. toccata, букв. — прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного
инструмента в быстром движении и четком ритме. В фортепианной токкате преобладает аккордовая
техника (Р. Шуман, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.). Органные и клавирные токкаты 17-18
вв. — концертные пьесы, основанные на сопоставлении прелюдийных и фугированных разделов с большой
фугой в конце (И. Фробергер, Д. Букстехуде, И. С. Бах).
ТОН (от греч. tonos — напряжение, повышение голоса, ударение),
1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок.
2) Тоновое (музыкальное) ударение, основанное на изменении тона (в 1-м значении) во время
произнесения данного слога.
3) В музыке — звук, обладающий определенной высотой (см. Звук музыкальный). Целый тон —
расстояние между звуками, равное 1/6 октавы; полутон — наименьшее расстояние между звуками в
современной 12-тоновой музыкальной системе.
ФУГА (итал. fuga, букв. — бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада,
основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная
форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются
т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество
голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги — у И. С. Баха, Г. Ф.
Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.
ХОРАЛ (ср.-век. лат. cantus choralis — хоровое песнопение), религиозные песнопения на латинском
языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский
хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие
названия (гуситские песни в Чехии).
ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus — готовый),
1) небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность
импровизации.
2) Лирическая музыкальная пьеса импровизационного склада, преимущественно для фортепьяно.
3) В широком смысле — различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной
подготовки («выступать экспромтом»).
ЯЗЫЧОК, у ряда духовых, клавишных музыкальных инструментов и органов. Тонкая пластинка,
закрепленная с одной стороны и колеблющаяся от струи вдуваемого воздуха, от защипывания или
удара.

   

 

   
       
Хостинг от uCoz