На главную

 

 

 

 

 

БЕТХОВЕН

(Beethoven) Людвиг ван (1770-1827), немецкий
композитор, пианист и дирижер. Жил в Вене с 1792. В его
творчестве нашли отражение идеи Великой французской
революции. Представитель венской классической школы. Создал
героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая»,
1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио»,
окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807,
«Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат,
концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине
творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения
отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов
для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие
ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для
фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798,
«Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с
фортепиано; «Торжественная месса» (1823).
* * *
БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770,
Бонн — 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор,
представитель Венской классической школы.
Раннее творчество
Первоначальное музыкальное образование Бетховен получил под
руководством своего отца, певчего придворной капеллы
курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 он учился у
придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет
Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая
публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К.
Дреслера). В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта,
который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора.
Первое пребывание Бетховена в тогдашней музыкальной столице
Европы было недолгим (узнав, что его мать при смерти, он
вернулся в Бонн). В 1789 он поступил на философский
факультет Боннского университета, однако проучился там
недолго. В 1792 Бетховен окончательно переехал в Вену, где
он вначале совершенствовался в композиции у Й. Гайдна(с
которым у него отношения не сложились), затем у И. Б.
Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 он
пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего
нашел богатых покровителей среди венской аристократии.
Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных
пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в
1795. Тем же годом датированы его первые крупные
публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для
фортепиано соч. 2. По отзывам современников, в игре
Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались
с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно,
что его самые глубокие и оригинальные произведения этого
периода предназначены для фортепиано. До 1802 Бетховен
создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую»
(1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух
«сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В ряде сонат Бетховен
преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между
медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт
или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется
симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также
первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800
и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат
для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната»
соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5
(1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч.
20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений.
К этому же периоду относится единственный балет Бетховена
«Творения Прометея» (1801), одна из тем которого
впоследствии была использована в финале «Героической
симфонии» и в монументальном фортепианном цикле 15 вариаций
с фугой (1806). Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих
современников масштабностью замыслов, неистощимой
изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к
новому.
Героическое начало
В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не
позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и
грозит полной потерей слуха. В октябре 1802, находясь в
деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил своим
двум братьям документ крайне пессимистического содержания,
известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре,
однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к
творчеству. Новый — так называемый средний — период
творческой биографии Бетховена, начало которого принято
относить к 1803, а конец к 1812 г., ознаменован усилением
драматических и героических мотивов в его музыке. В
качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский
подзаголовок Третьей симфонии — «Героическая» (1803);
первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону
Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором,
отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом
проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808)
с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет
о плененном борце за справедливость (первые 2 редакции
1805-1806, окончательная — 1814), увертюры «Кориолан»
(1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты»
для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната
«Аппассионата» (1805), цикл 32 вариаций до минор для
фортепиано (1806).
Стиль Бетховена среднего периода характеризуется
беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы,
возросшими масштабами сонатной разработки, яркими
тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми
контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам
1803-12 годов, которые трудно отнести к собственно
«героической» линии. Таковы Симфонии №№ 4 (1806), 6
(«Пасторальная», 1808), 7 и 8 (обе 1812), Концерты для
фортепиано с оркестром №№4 и 5 (1806, 1809) Концерт для
скрипки с оркестром (1806), Соната соч. 53 для фортепиано
(«Вальдштейновская соната» или «Аврора», 1804), три
струнных квартета соч. 59, посвященные графу А.
Разумовскому, по чьей просьбе Бетховен включил в первый и
второй из них русские народные темы (1805-1806), Трио для
фортепиано, скрипки и виолончели соч. 97, посвященное другу
и покровителю Бетховена эрцгерцогу Рудольфу (так называемое
«Эрцгерцог-трио», 1811).
К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим
почитанием как безусловно первый композитор своего времени.
В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве
пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814
года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен
был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен
пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая
допустить отъезда композитора, трое венских аристократов
выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем,
вскоре обесценилось из-за обстоятельств, связанных с
наполеоновскими войнами. Тем не менее Бетховен остался в
Вене.
На склоне жизни по-прежнему новатор
В 1813-15 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок
нравственных итворческих сил в связи с глухотой и
расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на
его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата),
который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в
1815 начался новый, условно говоря, поздний период
творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16
произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и
фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано
(1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823),
Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6
струнных квартетов (1825-26).
В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется
такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов.
Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в
лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка
взывает к экстремальным возможностям человеческого
восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения
заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем
красноречиво свидетельствуют торопливые и часто
неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная
атмосфера его поздних опусов в значительной мере
определяется ощущением мучительно преодолеваемого
противодействия.
Поздний Бетховен мало считается с принятыми в
исполнительской практике условностями (характерный штрих:
узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности
в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их
скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает
особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким
инструментальным регистрам (что, несомненно, связано с
сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным,
часто в высшей степени изощренным полифоническим и
вариационным формам, к расширению традиционной схемы
четырехчастного инструментального цикла путем включения в
него дополнительных частей или разделов.
Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению
формы — огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии
на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в
истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и
ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом
для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией
синтетического искусства, способного преобразовать
человеческую природу и духовно сплотить массы людей. Что
касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и
особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие
некоторых важных принципов организации тематизма, ритма,
гармонии, получивших развитие в 20 веке. В Торжественной
мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением,
пафос вселенского послания и утонченное, местами почти
камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе
составляют уникальное в своем роде единство.
В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и
Германии. Торжественная месса, написанная по заказу,
поступившему из Лондона, впервые была исполнена в
Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало
соответствовало вкусам современной ему венской публики,
отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам
камерного музицирования, сограждане осознавали истинный
масштаб его личности. Когда Бетховен умер, в последний путь
его провожало около десяти тысяч человек.
Портрет
БРАМС (Brahms) Иоганнес (1833-97), немецкий композитор. С
1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм
Брамса отличает органическое сочетание венско-классических
традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры,
концерты для инструментов с оркестром, «Немецкий реквием»
(1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для
фортепиано (в т. ч. «Венгерские танцы», 4 тетради,
1869-80), хоры, вокальные ансамбли, песни и др.

 

 

   
       
Хостинг от uCoz